Читателям:
Содержание
всех номеров

Читальный зал
Избранные статьи

Обсуждение
Читательская
конференция

Ликбез
Основы
флексографии

Поиск
по сайту

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…

График выхода

О журнале
«Флексо Плюс»

 

Авторам и рекламодателям:
Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов

 

Ассоциация флексографской печати:
 
«Флексо Плюс« №2 (4), июнь 1998 г.


Основная экспозиция

В противоположность предварительному экспонированию, которое должно иметь четко определенную продолжительность, для основной экспозиции дается больший временной интервал. Предварительное экспонирование оборотной стороны может даже оказаться решающим. Так, если его проводят достаточно долго, например, для глубины рельефа 0,7 мм, то обычное время основного экспонирования позволит воспроизвести тончайшие детали рельефа и оставить открытыми, без маскирования, промежуточные впадины в плашках. То есть можно обойтись без выкрывания (или маскирования) плашек во время основной экспозиции и избежать более длительного экспонирования тонких деталей, что стоит больших трудов и времени и чаще всего не приносит желаемых результатов.

О глубине рельефа: при репродуцировании с тонким растром и последующем печатании тонких элементов с однопроцентной растровой точкой должны быть созданы прецизионные условия. Это означает, что необходима предварительная установка максимальной зоны контакта 60 мкм и умеренная дозировка подачи краски (соотношение плотностей 1,2–1,4 для голубой/пурпурной). Для чего же нужна при зоне контакта 60 мкм глубина рельефа в 1000 мкм или более? На пластинах nyloflex МА глубина рельефа ограничена 0,7 мм, за последние 15 лет это пока не создавало никаких проблем. Все сказанное, естественно, касается области гибкой упаковки и этикеток. При прямой печати на гофрированном картоне глубина рельефа все чаще увеличивается до 2 мм.

Итак, совершенно ясно установлено, что предварительное экспонирование оборотной стороны играет важную роль для основной экспозиции и ее результатов. Кроме того, оно должно производиться перед основным экспонированием, а не после, как это иногда бывает.

Кислород как положительный фактор при основном экспонировании

Атмосферный кислород как ингибитор играет важную роль при основной экспозиции, как положительную, так и отрицательную. Все зависит от скорости, с которой он диффундирует внутрь полимера.

Для основного экспонирования фотополимерных пластин используются негативы с матовым эмульсионным слоем. Это необходимо для обеспечения равномерного прижима гладкой поверхности пластины и эмульсионной стороны пленки, чтобы исключить образование воздушных пузырей и колец Ньютона.

Менее известно явление, когда атмосферный кислород остается между поверхностями пленки и пластины, несмотря на достаточное разрежение. Этот кислород опять должен быть связан активированными фотоинициаторами перед тем, как в полимере начнется цепная реакция.

Ингибирование инициаторов в центре печатающего элемента заканчивается в течение первой секунды после начала основного экспонирования в центре рисунка. Однако на краях рельефных элементов его длительность увеличивается за счет кислорода, который дополнительно поступает из неэкспонированных зон между пленкой и поверхностью пластины. Эта операция заканчивается сразу же после начала основного экспонирования и создает на поверхности пластины стабильное положение, которое сохраняется и в дальнейшем в течение всего процесса.

Это объясняет точную градационную передачу рельефных элементов с негатива на поверхность пластины и возможность варьирования продолжительности основной экспозиции.

Кислород как отрицательный фактор при основном экспонировании

На основе вышеприведенных положений о кислородном ингибировании и кислородной диффузии становится понятным возникновение дефектов при образовании рельефа, их появление на практике чаще всего вызывается тремя причинами.

Применение пленок с недостаточно матированной поверхностью. Появление дефектов как следствие использования недостаточно матированных и просто нематированных пленок считается широко известным, поэтому сразу распознается опытным персоналом. В первую очередь возникают недодержки из-за воздушных пузырей между фотопленкой и пластиной. Но и в местах хороших контактов края рельефных элементов также становятся более широкими, чем обычно, вследствие недостаточного кислородного ингибирования на рельефной поверхности.

Рис. 4.
Оттиск, полученный при неполном, с пузырями, прилегании фотопленки (слева), в сравнении с нормальным оттиском (справа)

Недостаточное разрежение. Слабое разрежение также может привести к воздушным пузырям между пленкой и поверхностью пластины и, соответственно, к недодержкам, аналогично изложенному выше.

Однако это не единственная причина, по которой необходим тщательный контроль вакуума над поверхностью пластины до начала основного экспонирования. Более слабое разрежение, например, вместо обычных 0,7–0,9 бар только 0,2–0,3 бар, может также предотвратить наличие воздушных пузырей и обеспечить равномерный контакт. Но воздуха между пластиной и негативом останется больше. За счет этого присутствует больше ингибитора — кислорода. При наличии крупных сплошных печатающих элементов, когда задействованы большие световые потоки при экспонировании, это не играет роли. В случае растровых работ, наоборот, количество кислорода за счет потерь в диаметре точек делается очень заметным. Поэтому возникло понятие «эффект краев изображения», который четко показывает потери копирования только на наружных краях растрового изображения на глубине 10–20 мм. Кольцо вокруг растрового изображения отпечатывается значительно светлее.

Рис. 5.
Образец печати с потерей плотности по краям изображения (слева), в сравнении с правильным, полученным при полном разрежении (справа)

Это явление — результат действия повышенного количества кислорода, которое к началу основного экспонирования дополнительно поступает из окружающей неэкспонированной зоны на поверхность пластины, туда, где перед этим фотоинициаторы израсходовали кислород. Таким образом, в краевых зонах частично ингибировано значительно больше фотоинициаторов, чем в центре растрового изображения, вследствие чего происходит не поперечная сшивка полимеров, а потеря плотности.

На экспонирующих устройствах предусмотрена контрольная индикация величины вакуумного прижима. По техническим причинам разрежение может быть измерено только в подводящих трубах или рукавах перед вакуумным насосом. Вследствие этого индикация дает только величину, которая установилась на прижимной пластине вокруг экспонируемой фотополимерной пластины. Она не показывает, установилось ли необходимое разрежение также над всей фотополимерной пластиной: как и раньше, это надо проверять самим.

Достаточно очевидно, что тщательность измерений должна увеличиваться с ростом формата экспонируемых пластин. Легко понять также, что эта производственная ошибка появляется при ежедневном поточном изготовлении форм.

Слишком длительное время выдержки между снятием защитной пленки и началом основного экспонирования. При слишком большом промежутке времени между снятием защитной пленки и началом основного экспонирования кислород диффундирует и уменьшает эффект экспонирования оборотной стороны, поэтому его необходимо производить непосредственно перед основным экспонированием.

Рис. 6.
Расплывающийся растровый клин с потерями, вызванными длительным хранением предварительно экспонированных пластин без защитной пленки (слева), правильная обработка (справа)

 
   
         
   
©1998-2000
Издательство «Курсив»
Kursiv banner