Читателям:
Содержание
всех номеров

Читальный зал
Избранные статьи

Обсуждение
Читательская
конференция

Ликбез
Основы
флексографии

Поиск
по сайту

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…

График выхода

О журнале
«Флексо Плюс»

 

Авторам и рекламодателям:
Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов

 

Ассоциация флексографской печати:
 
«Флексо Плюс« №5 (17), октябрь 2000 г.


Рис. 4. Общий вид градационной характеристики печатного процесса:
I — идеальная характеристика; II — при использовании цифровых флексоформ и наличии инверсии

В общем виде характер поведения кривых градационной передачи представлен на рис. 4. При идеальной градационной передаче теоретическая площадь растровых элементов точно соответствует площади растровых элементов на оттиске (I). Если не обращать внимания на выбор анилоксов, то при воспроизведении минимальных печатающих элементов с использованием цифровых флексографских форм происходит инверсия градационной передачи (II) в светлых тонах и дальше ее характер поведения становится аналогичным обычному процессу. В зоне средних тонов отличие цифровых форм от традиционных проявляется, главным образом, в виде меньшего растискивания, что связано с особенностями их изготовления.

Рис. 5. Схема взаимодействия различных по величине печатающих элементов флексографской формы с ячейками анилоксового вала

Это позволяет предположить, что эффект инверсии градационной передачи связан с тем, что печатающий элемент «проваливается» в ячейку анилоксового вала (рис. 5) и краска переходит не только на поверхность печатающего элемента, но и на его боковые стороны (рис. 6), то есть на переход краски в этом случае в основном влияют силы смачивания. Этот эффект может усилиться вследствие увеличения прижима между печатной формой и анилоксовым валиком. В результате с формы на запечатываемый материал переносится большее количество краски, что приводит к чрезмерному увеличению плотности и площади растровых элементов на оттиске по сравнению с печатью с «обычным» растискиванием. Фактически указанный эффект имел место во всех случаях, когда диаметр растрового элемента был меньше шага анилоксового вала. Исключением явился лишь результат при 1-процентном элементе на линиатуре 100 lpi и анилоксах 255 лин/см. Во всех остальных случаях описанный эффект явно проявился и, конечно же, его необходимо учитывать при печати.

Рис. 6. Переход краски на боковые грани печатающего элемента

Строго говоря, взаимодействие печатной формы и анилоксового вала — довольно сложный процесс. На характер поведения градационной кривой влияет целый ряд параметров:

  • шаг ячейки, который включает в себя ширину самой ячейки и ширину перегородки (рис. 7);
  • форма ячейки;
  • углы наклона растровых линий относительно оси цилиндра (45° или 60°);
  • угол поворота растра на форме для каждой краски и их соотношение с углом наклона растровых линий анилоксового вала;
  • величина давления между анилоксовым валом и печатной формой;
  • давление печати.

Рис. 7. Основные геометрические параметры растра анилоксового вала:
а — шаг ячейки; в — ширина ячейки; с — ширина дна; е —ширина перегородки; h — глубина ячейки

Поэтому для точного предсказания результата печати необходимо рассмотреть конкретную комбинацию названных выше параметров, что, вообще говоря, является задачей непростой. Однако очевидно, что выполнение простого условия: диаметр минимального печатающего элемента должен быть больше шага ячейки анилоксового вала — является залогом предсказуемого и правильного поведения градационной кривой в зоне высоких светов при печати.

Практически это означает, что стремление стабильно печатать изображения с 1-процентными печатающими элементами на форме приводит к необходимости применять анилоксовые валы более высокой линиатуры, чем обычно рекомендуется для флексографской печати. Традиционно рекомендуется выдерживать отношение линиатуры печатной формы к линиатуре анилоксового вала 1:5. Однако, как видно из представленных выше результатов исследований (рис. 2 и 3), в этом случае невозможно обеспечить стабильную и предсказуемую печать с 1–2-процентными печатающими элементами. Очевидно, что для правильной печати необходимо, чтобы шаг ячейки анилоксового вала был, по крайней мере, равен диаметру 1-процентной растровой точки (рис. 8). Например, в случае печати изображений с линиатурой 140 lpi (56 лин/см) диаметр точки равен 20,5 мкм. Тогда линиатура анилоксового вала должна быть не менее 500 лин/см, что означает необходимость выдерживать отношение линиатур приблизительно 1:9! В случае печати с той же линиатурой, но начиная с 2-процентного элемента, отношение линиатур должно быть 1:6.

Рис. 8. Зависимость величины печатающих элементов от площади растровых элементов

Очевидным выводом для практики является то, что при подготовке печатного процесса необходимо четко принять для себя решение — либо применять анилоксовые валы с высокой линиатурой для печати с 1-процентными элементами, либо при заданной линиатуре анилоксов рассчитать минимальный допустимый процент печатающего элемента, который может быть правильно воспроизведен в печати без инверсии градационной кривой.

Путь повышения линиатуры анилоксов для стабильной печати высоких светов, конечно же, является дорогостоящим. Кроме того, есть ряд дополнительных недостатков, например, такие анилоксы быстрее забиваются краской, изнашиваются, их труднее чистить и т. д.

Другой способ решения задачи печати высоких светов и плавных тоновых переходов «на ноль» заключается в применении так называемого гибридного растрирования. Наиболее развитыми алгоритмами являются Samba Screens (фирма Barco) и Hybrid (фирма ArtWorks).* Суть метода заключается в комбинировании регулярного растра, реализуемого в средних тонах, и частотно-модулированного, применяемого для зон слабых светов и глубоких теней. Тогда в зоне слабых светов печатающие элементы имеют диаметр, например, 40 или 50 мкм (зависит от установок программы растрирования), и, следовательно, требования к линиатуре анилоксового вала не так высоки, как в случае обычных регулярных растров.

В настоящее время подобный растр тестирует для своего RIP FlexWorks НПЦ «Альфа», и вскоре он будет доступен всем клиентам, использующим гравировальный автомат LaserGraver для цифровой флексографии.

Авторы благодарят за помощь Центр GretagMacbeth-МГУП (Москва).


* О методах частотно-модулированного и гибридного растрирования см. «Флексо Плюс» № 4-2000.

 
   
         
   
©1998-2000
Издательство «Курсив»
Kursiv banner