Читателям:
Содержание
всех номеров

Читальный зал
Избранные статьи

Обсуждение
Читательская
конференция

Ликбез
Основы
флексографии

Поиск
по сайту

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…

График выхода

О журнале
«Флексо Плюс»

 

Авторам и рекламодателям:
Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов

 

Ассоциация флексографской печати:
 
«Флексо Плюс« №1 (7), февраль 1999 г.


Этикеточно-упаковочная продукция

В производстве упаковки трафаретная печать занимает особое место. Только этим способом возможно нанесение изображения на стеклянные и полимерные сосуды. Чаще всего печать производится красками УФ-отверждения на специальных автоматических и полуавтоматических машинах. При печати на полиэтиленовых бутылках и банках перед печатной секцией устанавливается устройство предварительной обработки запечатываемой поверхности. Обработка заключается в активации (поляризации) поверхностного слоя полиэтилена газовым пламенем или коронным разрядом. Эта обработка необходима, так как адгезия краски к необработанному полиэтилену крайне мала. Такие машины работают на многих российских предприятиях пищевой и химической промышленности, изготавливающих стеклянные и полимерные сосуды для упаковки самых разнообразных видов продукции.

Трафаретная печать используется также для нанесения изображения на полиэтиленовые пакеты малыми тиражами. При тиражах от 3–5 тыс. экз. используется флексографский способ. То же можно сказать и о производстве самоклеящихся этикеток, упаковки из гофрокартона и другой аналогичной продукции. Доля трафаретного способа здесь крайне мала в силу экономической целесообразности только малых тиражей, которые в производстве упаковки крайне редки. Однако в производстве особого вида этикеток — так называемых «объемных» или «смоляных» — трафаретная печать незаменима. Эти этикетки все чаще можно увидеть на бытовой технике, автомобилях, различной сувенирной продукции. При изготовлении объемных этикеток изображение трафаретным способом наносится на самоклеящуюся пленку, затем производится высечка, снимается облой и этикетка заливается полиуретановой смолой. Смола подается строго дозированно с учетом площади заливки. Для достижения необходимого эффекта под толстым объемным слоем смолы изображение должно выглядеть особенно ярко и красочно.

Сувенирная продукция

Трафаретный способ используется наряду с тампонным для нанесения изображения на такие предметы, как ручки, зажигалки, брелоки и т. п. Для этих целей также разработаны и выпускаются специальные печатные машины — ручные и автоматические. В производстве сувенирного фарфора также не обойтись без этого способа печати.

Изделия различных отраслей промышленности

Даже трудно представить себе все многообразие видов продукции, требующих при изготовлении нанесения какого-либо изображения. В большинстве случаев на готовые изделия или полуфабрикаты такие изображения наносятся трафаретным способом. Причем не всегда, как уже было отмечено, изображение имеет целью визуальное восприятие. Так, например, в электронной промышленности при изготовлении печатных плат изображение наносят кислотоупорными пастами для последующего травления металла, либо рисунок проводников сразу печатают токопроводящими пастами. Очень широко трафаретная печать используется в текстильной и легкой промышленности для нанесения рисунка на ткани в рулонах, на крой одежды и готовые изделия, в кожевенной и обувной промышленности — для декорирования кожи, замши и меха. И даже производство автомобилей не обходится без этого способа печати. Например в Италии есть небольшая фирма «Эмме 2», выполняющая заказы нескольких европейских автомобильных концернов. Фирма специализируется на выпуске автомобильных панелей управления, используя оригинальную технологию: специальными красками на прозрачных листах поликарбоната трафаретным способом печатается изображение (наносится 8–14 красочных слоев), затем производится разрезка и вырубка, изделию придается требуемая форма, после чего оно закрепляется на пластмассовой детали. На предприятии работают две печатные линии — автоматическая и полуавтоматическая.

Во многих случаях используются различные виды переводной (трансферной) печати, когда изображение первоначально трафаретным способом печатается на бумаге (или другом материале), а затем переносится на поверхность изделия. Существует несколько видов переводной печати — декалькомания (холодная и горячая, прямая и обратная), термопереводная печать, сублимационная печать. Способом горячей декалькомании изображение наносится на фарфор (подробно об этой технологии см. «Флексо Плюс» № 3-98). Способом холодной декалькомании, когда перенесенное изображение не обжигается, а закрепляется на изделии при помощи лака или клея, декорируется различный спортивный инвентарь. Термопереводная печать используется для нанесения изображения на ткани и кожу. Перенос красочного слоя со специальной бумаги на другую поверхность происходит под воздействием температуры (160–180°С) и давления. Способом сублимационной печати окрашивают синтетические ткани, а также наносят изображение на металл, пластик, дерево и другие поверхности. Для того, чтобы сублимационная краска закрепилась, их предварительно покрывают (трафаретным способом) специальным лаком. Под воздействием температуры происходит сублимация (переход из твердого состояния в газообразное) особого красителя, нанесенного на бумагу, и закрепление его на ткани.

В МГУП регулярно проводятся семинары по трафаретной печати с участием фирм «Эзапринт», «Эзанастри», «Аргон» и «Манукян». Слушатели семинаров получают подробную информацию по всем технологиям трафаретной печати.

В этой статье сделана попытка дать представление о возможностях и многогранности трафаретной печати, а также о ее месте среди других способов. В дальнейшем мы планируем рассказать подробнее о конкретных областях ее применения и особенностях соответствующих технологических процессов.

Авторская справка
Применение шелкографии
На рисунках показаны некоторые области применения трафаретной печати: нанесение изображений на ткань, декорирование кожи и меха, сувениров, изготовление декоративных шильдиков и наклеек, производство объемных этикеток.

 
   
         
   
©1998-2000
Издательство «Курсив»
Kursiv banner