Читателям:
Содержание
всех номеров

Читальный зал
Избранные статьи

Обсуждение
Читательская
конференция

Ликбез
Основы
флексографии

Поиск
по сайту

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…

График выхода

О журнале
«Флексо Плюс»

 

Авторам и рекламодателям:
Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов

 

Ассоциация флексографской печати:
 
«Флексо Плюс« №1 (7), февраль 1999 г.


Н. Беляева,
аспирант МГУП

Трафаретная печать:
специальный или классический способ?

Области применения и технологические возможности

Трафаретный способ печати относят к числу так называемых специальных. По принятой в нашей стране классификации все способы печати делят на две группы: основные — к ним относят классические высокий, плоский офсетный и глубокий, и специальные — все остальные весьма разнообразные способы. Остается не вполне понятным, на основании какого признака сделано такое деление. Анализ признаков, определяющих различные способы печати с точки зрения технологии, позволяет сделать вывод об условности этой классификации, так как некоторые из специальных способов являются частным случаем какого-либо из основных. Так, например, флексографская печать по сути является высокой, а тампонная — глубокой офсетной. Нельзя также утверждать, что основными названы наиболее старые способы, так как трафаретная печать использовалась задолго до изобретения, например, плоской офсетной. По всей вероятности, наиболее характерным признаком, определяющим группу того или иного способа печати, является вид выпускаемой продукции и общие ее объемы. Попытаемся использовать этот признак для характеристики и классификации способов печати.

Три основных способа используются в настоящее время для выпуска высоко- и среднетиражной текстовой или изобразительной продукции, то есть газет, журналов, книг, брошюр, различных видов листовой и картографической продукции. Все остальное многообразие видов полиграфических работ выполняется с использованием так называемых специальных способов печати. В этом смысле офсетную плоскую печать в некоторых случаях (например, в производстве этикеток и упаковки) также можно классифицировать как специальный способ, что говорит об условности и этого признака классификации. Специальные способы печати, в свою очередь, можно разделить на несколько групп:

  • для выпуска малотиражной издательской продукции — книг небольшого объема, брошюр, буклетов, бланков, различной рекламной продукции, используются электрографический, струйный и трафаретный способы;
  • для выпуска этикеток и упаковки используются флексографский, трафаретный, офсетный и глубокий (как отмечалось выше, здесь они выходят за рамки основных) способы печати;
  • для выпуска различных видов сувенирной продукции используются тампонная и трафаретная печать;
  • в производстве изделий различных отраслей промышленности для нанесения изображений, иногда не имеющих целью визуальное восприятие, а выполняющих другие задачи, используется трафаретная печать.

Итак, трафаретный способ печати, и только он, используется при изготовлении всех перечисленных видов продукции. Более того, он используется как дополнительный в производстве издательской продукции, то есть выходит за рамки специальных способов по приведенной здесь классификации, как офсетный выходит за рамки основных. Эта многогранность — одна из сторон уникальности способа.

Отделка издательской продукции

Об оформлении переплетных крышек трафаретным способом печати известно давно. Он дает возможность, благодаря получению более толстых, чем в основных способах печати, красочных слоев, наносить изображения на шероховатые невпитывающие переплетные материалы, и даже, благодаря простейшей конструкции печатных станков, запечатывать крышки с уже вставленными блоками, то есть готовые книги. На многих крупных типографиях, таких, например, как Тверской полиграфкомбинат, с этой целью организованы участки трафаретной печати. Оборудование в основном используется старое, с малой степенью автоматизации, низкопроизводительное, технологии устаревшие, нет развития, движения. Качество выпускаемой продукции оставляет желать лучшего. В то же время развиваются новые методы отделки переплетных крышек, постепенно вытесняющие трафаретную печать. А ведь этим способом при творческом подходе можно достичь очень высоких результатов и получить интересные художественные эффекты.

Еще один способ использования трафаретной печати как процесса отделки продукции — лакирование. Оно выполняется и с целью защиты изображения от агрессивных воздействий. В силу своих технологических особенностей, а именно отсутствия необходимости подбирать лак по физико-химическим свойствам в соответствии со свойствами формного материала, трафаретная печать позволяет наносить пленку лака на отдельные участки или элементы изображения (так называемое местное лакирование). Причем ее толщина в 10 и более раз превышает толщину лаковой пленки, наносимой, например, офсетным способом печати. Как правило, с этой целью применяется лак УФ-отверждения.

Выборочную УФ-лакировку все чаще используют для достижения особого изобразительного эффекта. Технология лакирования достаточно проста. Для фотомеханического изготовления трафаретной печатной формы подготавливаются диапозитивы в виде плашек в местах нанесения лака с оптической плотностью не ниже 3D. Выбор сетки для формы определяет толщину будущей лаковой пленки. Однако сетка не должна быть слишком грубой (низколиниатурной), так как применяются, как правило, низковязкие лаки, которые могут самопроизвольно протекать сквозь ячейки.

Печатные формы можно изготавливать также с использованием капиллярных вырезных пленок, не требующих процессов изготовления диапозитива, экспонирования и вымывания. Фирмами-изготовителями трафаретного оборудования налажен выпуск высокопроизводительных полуавтоматических и автоматических линий, включающих печатную секцию и секцию УФ-сушки, а также самонаклад и приемку листов. Такое оборудование за последние 2–3 года было установлено на многих российских полиграфических предприятиях, выпускающих высококачественную художественную и рекламную продукцию.

Малотиражная листовая продукция

Некоторые читатели, возможно, не знают, что множительный аппарат «Ризограф», использующийся для печати малотиражных книг, буклетов и различной листовой продукции, является по сути трафаретной печатной машиной. Таким образом, значительная доля разного рода листовок с объявлениями и подобной продукции отпечатана трафаретным способом.

Трафаретная печать незаменима для выпуска некоторых видов рекламной полиграфической продукции, особенно используемой вне помещений. Толщина красочных слоев, достигаемая этим способом, в десятки раз превышает получаемые офсетным способом. Это обеспечивает изображению значительно более высокую стойкость к воздействию окружающей среды, особенно прямого солнечного света — главного «врага» полиграфических изображений, а также придает особую яркость и насыщенность краскам. Но это лишь одно из достоинств способа. Другое немаловажное его преимущество — экономическая целесообразность. Листовая продукция, используемая в наружной рекламе, выпускается, как правило, очень малыми тиражами (от 1 до 300– 500 экз.) и большими форматами. Трафаретная печать становится рентабельной при выпуске крупноформатной продукции тиражами от 100 до 1000–1500 экз. Способ используется и при выпуске тиражей меньше 100 экз., но здесь ему составил серьезную конкуренцию еще один специальный способ печати — струйный. Развитие этого сравнительно нового способа идет очень быстрыми темпами. Однако он, видимо, еще долгое время останется целесообразным лишь при выпуске очень малых тиражей (до 100–200 экз.) При увеличении же тиражей трафаретная печать становится более производительной и экономически выгодной. Тем более, что на Западе активно разрабатываются технологии цифровой трафаретной печати по принципу «computer-to-screen», сориентированные на крупноформатную многокрасочную рекламную продукцию. В нашей стране этих систем еще нет. Принцип работы напоминает струйную печать, но при этом на трафаретную сетку набрызгивается копировальный слой.

Устройство для изготовления форм трафаретной печати по способу Computer-to-Screen

Для выпуска крупноформатной малотиражной продукции часто используется проекционная фотомеханическая технология изготовления печатных форм: диапозитив небольшого формата (например, 12x20 см) устанавливают в специальный проекционный аппарат и проецируют с увеличением в 8–10 раз на подготовленную и натянутую на раму трафаретную сетку. При этом используется специальный копировальный раствор для проекционного копирования — с высокой светочувствительностью. После промывания его незаполимеризовавшихся участков получается печатная форма для формата 100x150 см и более.

 
   
         
   
©1998-2000
Издательство «Курсив»
Kursiv banner