Читателям:
Содержание
всех номеров

Читальный зал
Избранные статьи

Обсуждение
Читательская
конференция

Ликбез
Основы
флексографии

Поиск
по сайту

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…

График выхода

О журнале
«Флексо Плюс»

 

Авторам и рекламодателям:
Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов

 

Ассоциация флексографской печати:
 
«Флексо Плюс» №2 (26), апрель 2002 г.


Конверты и флексография

Флексография находит применение в производстве различных видов продукции. Этой статьей мы открываем серию материалов о российских предприятиях

Стало привычным, что флексография используется в производстве упаковки и этикеток, и многие считают, что только там. Однако, сфера использования этого способа гораздо шире — флексографией печатают и газеты, и книги, и многое другое. Но сегодня мы хотим рассказать о применении флексографии в производстве конвертов — и всем нам привычных почтовых, и специальных — для поздравлений и особых случаев.

Один из крупнейших в России производителей конвертов — ОАО «Московская типография № 11». Ей принадлежит не менее четверти всего рынка конвертов в нашей стране. Конверты здесь производят самые разные: с окном, «силиконовой» ленточкой, просто белые и с многокрасочной печатью. Среди заказчиков — самые громкие имена крупнейших компаний, банков, издательств.

Но нас, в первую очередь, интересует производство и, естественно, флексография. В сопровождении главного технолога типографии Игоря Павлова мы отправились на формный участок. Игорь отвечает за технологический процесс и в офсете, и во флексографии, причем особенностями и тонкостями последней ему пришлось овладевать в рабочем режиме, то есть при работающем производстве.

Итак, мы на формном участке. Он совсем небольшой — два смежных помещения. Здесь установлены вакуумная копировальная рама и установка для вымывания форм. Работает на формном участке один человек, который изготавливает и офсетные, и флексографские формы.

На наш вопрос об используемых фотополимерах Игорь ответил, что экспериментировали они с разными материалами нескольких производителей, но с недавних пор предпочитают всем остальным новый дюпоновский фотополимер Now — как наименее капризный и самый стабильный в работе. Тираж, отпечатанный с одной флексографской формы, часто превышает 500 тыс. экз. Мы обратили внимание, что для вымывания используется не дюпоновский состав, а nylosolv от BASF. «Прекрасно вымывает, без всяких проблем и несовместимости. Хорошо отработан процесс регенерации растворителя. Так что выбираем по цене», — прокомментировал И. Павлов.

Несмотря на огромные объемы выпуска конвертов, печатных форм для их производства требуется не так уж много: во-первых, небольшой формат — часто один логотип и внутренняя заливка, во-вторых, достаточно крупные тиражи.

«Еще недавно, — рассказала директор по производству Азиза Абдуллаевна Мансурова,— мы заказывали формы на специализированных предприятиях. Но их услуги постоянно росли в цене, а сроки и качество не всегда нас удовлетворяли. И мы решили, что будет правильнее создать собственное формное производство, тем более, что инвестиции потребовались не такие уж большие. И два года назад мы приобрели установки для экспонирования и вымывания форм Mimimaster производства голландской компании Anderson en Vreeland. Теперь изготовляем формы тогда, когда нам нужно, переделываем, если требуется, доводим до требуемого качества. Это гораздо удобнее, чем заказывать каждый раз на стороне».

Естественно, флексографским способом печатаются далеко не самые сложные по дизайну работы. «Полноцвет» с растровыми иллюстрациями печатается на листовых офсетных машинах, часто в несколько прогонов, если требуется к обычным CMYK-краскам добавить «пантон». Но таких заказов в общем объеме не так много, и значительная часть конвертов печатается флексографией в 1–3 краски. Кстати, со сложностями «допечатки под флексо» вполне справляется дизайнерская группа типографии, или как их называют здесь, «компьютерщики». Они понимают суть формного и печатного процессов и разницу между офсетом и флексографией.

Готовые формы в печатную секцию конвертной линии монтирует печатник. Краски используются водоразбавляемые, производства «Сан Кемикэл МПК», Sicpa. Бумага для конвертов довольно пыльная, но для флексографии это не такая большая проблема, как для офсета. И печатать по такому материалу, по сравнению с другими, используемыми для флексографии, например, гофрокартоном, — просто удовольствие. В цехах типографии установлено несколько конвертных линий немецких производителей.

Рулонная бумага подается во флексографскую печатную секцию, где запечатываются лицевая сторона конверта и внутренняя — так называемая «заливка» — как правило, в одну краску. Затем конверт вырубается из полотна и склеивается. Нанесение клея, приклейка «силиконовой» ленточки, прорубка окна с прикреплением прозрачной пленки выполняются в автоматическом режиме — правда, не на всех линиях.

А. Мансурова: «Мы, судя по всему, опережаем многих»

Флексографским способом печатается не только «заливка», но и логотипы, штриховые и растровые изображения на наружной стороне. Правда, как мы уже отмечали, сложные полноцветные «картинки» типография предпочитает печатать офсетом на листовых машинах. Запечатываются как заготовки, так и готовые конверты.

Весьма ответственная стадия производственного процесса — вырубка заготовок конвертов из полотна. Немаловажно, чтобы вырубная секция работала плавно, без рывков полотна. Здесь нужна довольно высокая точность, приводка с напечатанным изображением.

Это же относится и к нанесению клея. Используются клеи трех типов: смачиваемый декстрин (это тот самый, который надо лизать языком перед тем, как заклеить), латекс (нужно прижать друг к другу две клеевые полоски) и постоянно липкий клей, наносимый под защитную силиконовую ленточку.

И вот на выходе из конвертной линии мы видим стопку свежих конвертов. На вид — ничуть не хуже тех, в которых к нам в редакцию приходит почта из-за рубежа. Качество практически безупречное.

«Некоторые оптовики, — рассказывает А. Мансурова, — продают наши конверты как итальянские. Мы не возражаем — славы нам не занимать. Ставим только свой маленький логотип на внутренней стороне. Надо сказать, что наши конверты — не самые дешевые. Но по соотношению «цена–качество–удобство работы для заказчика» мы, судя по всему, опережаем многих».

 
   
         
   
©1998-2002
Издательство «Курсив»
Kursiv banner