Читателям:
Содержание
всех номеров

Читальный зал
Избранные статьи

Обсуждение
Читательская
конференция

Ликбез
Основы
флексографии

Поиск
по сайту

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…

График выхода

О журнале
«Флексо Плюс»

 

Авторам и рекламодателям:
Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов

 

Ассоциация флексографской печати:
 
«Флексо Плюс» №4 (22), август 2001 г.


П. Минин,
НПЦ «Альфа»

Зачем нужен
специализированный флексографский RIP
Часть III

Как происходит электронный монтаж? Что такое цветопроба во флексографии? Без каких возможностей можно обойтись? Ответы на эти и другие вопросы в заключительной части статьи

Bо второй части статьи шла речь о форме отдельных растровых точек, гибридном и бесшовном растрировании, а также был начат разговор непосредственно о цифровых пленках. Теперь рассмотрим отдельные виды их обработки. Электронный монтаж. Средства электронного монтажа (Imposition) существуют достаточно давно и ориентированы в основном на спуск полос в офсетной печати. Эти средства обычно реализованы на уровне PostScript-файлов (хотя новые продукты, например, фирм Xitron и Mitsubishi, работают уже с цифровыми пленками).

Электронный монтаж во флексографии преследует совсем другие цели, чем спуск полос. Его основная задача - максимально заполнить отдельными формами обрабатываемый лист фотополимера. После обработки листа фотополимера в процессоре он разрезается на отдельные формы, которые в дальнейшем монтируются на цилиндр печатной машины. Спуск полос предназначен для размещения одинаковых сепараций разных страниц издания на одной печатной форме в соответствии со схемой фальцовки. Во флексографии, напротив, чаще всего требуется разместить разные сепарации одной страницы на листе фотополимера. Как ни странно, эта задача оказалась «не по зубам» большинству программ спуска полос. Отчасти это объясняется тем, что создатели PostScript по непонятной причине сделали все возможное, чтобы затруднить независимый монтаж отдельных страниц (в частности, практически невозможно реализовать независимое управление параметрами растрирования). Другая задача - это мультипликация (Step-and-Repeat), то есть многократное повторение одного и того же мотива на печатной форме. Мультипликация является стандартной задачей в печати этикеток, упаковки молочных продуктов, складных картонных коробок и обоев. Она должна производиться с высокой точностью для обеспечения качественной высечки. Схемы оптимального расположения мотивов, особенно для складных коробок, могут быть весьма сложными (например, со взаимопроникновением мотивов). Эта задача может быть решена на этапе дизайна, но обычно повторение мотивов приводит к файлам огромных размеров в дизайнерской программе, которые открываются иногда по 10 мин и более. Значительно удобнее растрировать один экземпляр массива, а затем размножить его на цифровой пленке в соответствии с заданным шаблоном (template).

Все это приводит к необходимости иметь специализированный флексографский монтировщик, работающий именно с цифровыми пленками. Подобные средства включены в OpenRIP Flexo и FlexWorks. Фирма Barco поставляет эту функцию в составе GrapholasNT, программы управления ее собственными записывающими устройствами. Все системы ориентированы на монтаж разнородных сепараций и мультипликацию, а также сохранение и повторное использование шаблонов. Из этих систем наибольший опыт применения имеет FlexWorks, программный код монтировщика которой был впервые разработан еще в 1993 г.

Импорт цифровых пленок. Цифровые пленки, записанные в стандарте TIFF, могут импортироваться и экспортироваться всеми четырьмя упомянутыми флексографскими растровыми процессорами. В реальности это означает, что данные продукты могут свободно комбинироваться в рамках одного производства. Например, результаты растрирования FlexRIP могут быть загружены в FlexWorks, там произведен их электронный монтаж на пластину фотополимера и вывод на устройство LaserGraver (рис. 1). Аналогичным образом могут быть импортированы цифровые пленки с офсетных растровых процессоров (например, Harlequin, Taipan или Brisque). В последнем случае, однако, остается вопрос: зачем это нужно. Как мы уже видели, многие особенности флексографских растровых процессоров реализуются именно на этапе растрирования. Сюда относятся флексографские растры, линеаризация записывающего устройства, коррекция градационных искажений, контроль «опасных» градаций, дисторсия, библиотека калибровок печатных секций, гибридные растры. Мы видели также, что при использовании офсетного растрового процессора пользователь будет иметь в руках в целом меньший набор необходимых возможностей. Отсюда вполне естественным кажется применение флексографского растрового процессора в качестве источника цифровых пленок. Единственное разумное исключение составляет уже существующий отлаженный рабочий процесс аналоговой флексографии, в который встраивается новая система цифровой флексографии. В отлаженном процессе все, как правило, ориентировано на конкретный RIP фотонаборного автомата (обычно это офсетный растровый процессор). Для того, чтобы иметь возможность на этапе освоения пропускать часть работ цифровым путем, а часть аналоговым, можно изготавливать цифровые пленки средствами растрового процессора ФНА, а затем направлять их либо на ФНА, либо на цифровое записывающее устройство. По мере освоения, однако, наиболее естественным является постепенный переход всего производства, в том числе и аналоговой его ветви, на цифровые пленки от флексографского RIP.

Цветопроба и контроль цифровых пленок. Когда речь заходит о цветопробе во флексографии, обычно говорят о смутности и таинственности этого предмета. Подробная дискуссия на эту тему достойна отдельной статьи, поэтому мы лишь кратко перечислим некоторые факты и тенденции. По традиции, идущей из издательского дела, принято говорить о цветопробе корректурной и контрактной. Если под контрактной понимать пробу, полностью передающую особенности взаимодействия тиражных красок и запечатываемого материала, то во флексографии существует только один вид такой пробы. Речь идет о пробе с тиражных форм на тиражном материале с тиражными красками и по возможности с тиражным анилоксом. Пробопечатные машины такого типа хорошо известны, но применяются обычно только на крупных производствах. В качестве примера упомянем изделия английской фирмы J. M. Heaford.

К сожалению, цветопробные технологии офсетной печати не могут удовлетворить требованиям на честную контрактную пробу как из-за невозможности работы с большинством флексографских запечатываемых материалов, так и невозможности воспроизвести наложение флексографских красок. Ближе всего к идеалу находится сухая аналоговая проба Cromalin (DuPont), которая может воспроизводить реальную растровую структуру и наложение красок с применением тиражного пигмента. К недостаткам Cromalin нужно отнести необходимость вывода пленок, оптический принцип имитации растискивания и сложности с имитацией нестандартной плотности плашки. Несмотря на недостатки, Cromalin по степени доверия к ней превосходит все существующие цифровые технологии. В офсетной печати хорошо известны технологии растровой цифровой цветопробы, самыми современными из которых являются LAT-системы (Laser Ablation Transfer) фирм Imation и Polaroid. Они почти идеально воспроизводят размер и форму растровой точки и при офсетном методе печати дают очень высокую степень приближения к печатному оттиску. В качестве источников краски в них используются так называемые красочные листы, покрытые тонким слоем специальной смолы, смешанной с тиражным пигментом. Диапазон доступных красочных листов охватывают несколько стандартов офсетной триады (SWOP, Eurocolor и т. д.) и несколько наиболее употребительных цветов шкалы Pantone. Для хорошо стандартизированной офсетной печати этого хватает. Во флексографии, как мы уже говорили, колориметрические характеристики триадных красок не могут считаться стандартными, не говоря уже о большом количестве пантоновских цветов. Из-за этого LAT-технология имеет во флексографии очень малую применимость.

Рис. 1. Устройство лазерной записи LaserGraver

Для некоторых операций, таких, как проверка треппинга или контроль размеров минимальных элементов, просмотр цифровой пленки на мониторе значительно более удобен (а иногда и просто не имеет альтернативы), чем изучение цветопробного оттиска

На рынке предлагается огромное количество нерастровых цветопробных устройств с различными принципами нанесения изображений. Некоторые из них действительно не создают растровой структуры (например, Imation Rainbow), другие применяют стохастическое растрирование (обычно это струйные принтеры, такие как Epson 7500 или Digital Cromalin). Общим свойством этих продуктов является работа на специальной бумаге и хорошее качество управления колориметрическими свойствами отпечатка. Они широко используются в качестве корректурных цветопробных устройств. Иногда за неимением лучшего на них делают даже «контрактные» отпечатки.

Наконец, еще один класс устройств, которые могут найти применение для пробной печати, составляют широкоформатные цветные принтеры. Не обладая ни возможностью растрового воспроизведения, ни точностью цветопередачи, эти устройства позволяют проверить общий вид оттиска с широкоформатной печатной машины.

Цветокалиброванные мониторы обычно не рассматриваются всерьез как альтернатива бумажной цветопробе. Представляется, что подобная оценка неверна в принципе. В условиях флексографской печати они с успехом могут использоваться для контроля дизайна и цифровых пленок вместе с соответствующим программным обеспечением. Отметим, что для некоторых операций, таких, как проверка треппинга или контроль размеров минимальных элементов, просмотр цифровой пленки на мониторе значительно более удобен (а иногда и просто не имеет альтернативы), чем изучение цветопробного оттиска.

Мы видим, что арсенал цифровой цветопробы для флексографии действительно скуден. Попробуем сформулировать реальные требования к цифровой пробе для флексографии, а затем постараемся выбрать из этого арсенала наиболее адекватные средства.

  • Пробопечатный оттиск должен давать возможность проверить растровую структуру реального оттиска с целью выявления возможных муаров.
  • Цветопроба должна максимально точно воспроизводить цвета, включая цвета подложки, результат многокрасочных наложений (в том числе и пантоновских) и эффекты, связанные с неидеальностью кроющей способности красок.
  • Цветопроба должна легко настраиваться на конкретные результаты печати: кривую растискивания и плотности плашек в чистых цветах.
  • Должна быть обеспечена возможность проверки соблюдения технологических норм: минимальной точки в светах, минимальной толщины линий, кегля прямых и выворотных шрифтов, треппинга, суммарного количества краски.
  • Необходимо иметь возможность контроля дизайна в целом для поиска специфических ошибок растрирования: выпадения элементов и появления лишних, нарушения порядка наложения объектов друг на друга, ошибок в текстах, шрифтовых ошибок.

    Отметим сразу, что для достижения максимальной достоверности пробы растровый процессор должен следовать идеологии ROOM (Rip Once Output Many) - однократное растрирование, многократный вывод. Таким образом, можно надеяться, будут сведены к нулю различия между пробой и оттиском, возникающие из-за раздельного растрирования для пробы и для тиражных форм.

    Идеология ROOM имеет две реализации - минималистскую и максималистскую. Минимализм предполагает, что растрирование ведется одним растровым процессором на два выводных устройства одновременно. Одно из устройств, а именно цветопробный принтер, печатает пробу. Второе устройство - ФНА или CtP - записывает цифровую пленку. Можно еще более упростить процедуру, если одним и тем же растровым процессором выводить сначала цветопробный отпечаток на принтере, а затем повторным проходом записывать цифровую пленку. Утверждается, что таким образом можно достигнуть максимального совпадения пробы и оттиска.

    Автор позволит себе здесь усомниться. Так как растрирование ведется из PostScript одновременно в два разных цветовых пространства (непрерывная тонопередача для цветопробного принтера и бинарное растрированное представление цифровой пленки), то алгоритмы рисования самого растрового процессора будут работать по-разному. По своему опыту работы автор знает, что смена цветового пространства способна полностью изменить получаемый результат вплоть до полного «сумасшествия» растрового процессора. К сожалению, ни о какой гарантии близости цветопробы и оттиска говорить в этом случае не приходится.

    Максималистская реализация ROOM требует, чтобы растрирование производилось действительно один раз. Получаемые при этом цифровые пленки могут сразу использоваться для записи форм или могут быть преобразованы в данные для подачи на цветопробный принтер. Надежность такого подхода значительно выше. Преобразование из набора цифровых пленок-сепараций в цветовое пространство цветопробного принтера представляет собой совершенно однозначную задачу. Она реализуется примерно теми же методами, что снятие муара с растровых отпечатков в современных сканерах. Уже имеются отдельно устанавливаемые продукты (например, фирм Mitsubishi и Fuji), которые обеспечивают ROOM-цветопробу с цифровых пленок, созданных произвольным растровым процессором.

    Скудость средств цифровой цветопробы не дает возможности получить пробный отпечаток, который передавал бы растровую структуру и точный цвет одновременно. Зато можно получить два отпечатка вместо одного: один точный в плане растровой структуры, а другой - в плане цвета. В самом деле, современные струйные принтеры обеспечивают разрешение 1440 dpi, и в ближайшее время ожидается разрешение 2880 dpi. При таком высоком значении разрешения можно достаточно качественно передать растровую структуру оттиска. Правда при столь высоком разрешении линиатурные возможности струйных принтеров остаются скромными. При регулярном растрировании с линиатурой 133-150 lpi дефекты печати (высокое растискивание-расплывание, полошение) не позволяют точно управлять цветопередачей, поэтому такой оттиск имеет значение только для проверки отсутствия муаров, формы растровой розетки и т. п. Для точной цветопередачи те же самые данные преобразуются в непрерывный цветовой интервал принтера, который в этом случае работает со своим (обычно стохастическим) растрированием и своей системой ColorManagement. Полученный при этом отпечаток не передает реальной растровой структуры, но хорошо воспроизводит цвет. Представляется, что два описанных отпечатка могут дать информацию столь же полную, как и один отпечаток с идеальной растровой цветопробы.

    В целом ICC-профиль хорошо подходит для калибровки цветопробного принтера, но совершенно недостаточен для описания процесса флексографской печати

    Стоит сказать несколько слов о системе управления цветом для флексографской цветопробы. В целом ICC-профиль хорошо подходит для калибровки цветопробного принтера, но совершенно недостаточен для описания процесса флексографской печати. Первая проблема заключается в пантоновских цветах и их взаимном наложении. Обычно считается, что кроющие пантоновские краски непрозрачны. Это не совсем так. При наложении двух кроющих пантоновских красок друг на друга нижняя краска все равно просвечивает и изменяет цветовой тон верхней краски. Приведем простой пример: при запечатывании золотистой фольги белой кроющей краской на отпечатке получается отчетливый желтый цвет. Хорошая цветопроба для флексографии должна отработать эту ситуацию. К сожалению, для цветопроб, работающих на уровне RIP, такая задача является очень трудной.

    Другая проблема связана с неидеальностью и непостоянством цветовых характеристик триадных флексографских красок. Плотность и цветовой тон флексографской краски меняется при переходе на другой запечатываемый материал, смене анилокса и просто при изменении вязкости краски. Если подходить к делу серьезно и строить ICC-профиль по результатам тестовой печати, то это потребует не менее 100 измерений колориметром, расчета профиля и встраивания его в систему. К тому моменту, когда профиль будет готов, он скорее всего уже не будет отражать реальную цветопередачу на машине из-за изменившихся условий печати.

    По-видимому, имеет смысл компромиссный подход, при котором профили составляются для некоторой стандартизованной печати на нескольких видах запечатываемых материалов. Изменения в плотности плашек и в величине растискивания должны учитываться при подготовке данных, которые будут печататься с одним из этих ICC-профилей. Коррекция, таким образом, будет достаточно быстрой, и в то же время исключается возможность существенных цветовых погрешностей.

    Набор из только что описанных нами идей складывается в достаточно цельную концепцию современной цифровой флексографской цветопробы. Перечислим еще раз ее основные особенности:

    • вместо одного-единственного вида цветопробы на основе комплекта цифровых пленок реализуется совокупность из трех различных проб, каждая из которых наиболее полно реализует свой специфический аспект цветопробы;
    • проверка цифровой пленки на экране цветокалиброванного монитора при помощи специализированного программного обеспечения позволяет проверить треппинг, выполнение технологических норм на размер минимальных элементов и точные проценты точки по цветам в каждой зоне дизайна;
    • печать растровой цветопробы на принтере высокого разрешения показывет поведение растровой розетки и выявляет возможные муары, дает возможность контроля наличия и взаиморасположения всех компонентов дизайна, передачи шрифтов и мелких штриховых элементов;
    • печать точной в цветовом отношении нерастровой пробы имитирует реальную цветопередачу, включая такие эффекты, как растискивание, перекрытие полупрозрачных красок, изменения оптической плотности плашки, цвет и характеристики отражения запечатываемого материала.

    Можно сказать, что эта концепция постепенно превращается в стандарт-де-факто для изготовителей флексографских RIP. Наиболее полная реализация недавно появилась в системах Barco. К имеющемуся в системе FlexWorks изощренному модулю экранной цветопробы вскоре добавится печать растровых и нерастровых цветопробных отпечатков.

    Возможности, без которых можно обойтись

    До сего момента мы говорили только о дополнительных возможностях флексографских растровых процессоров. Существуют, однако, такие возможности процессоров общего назначения, которые во флексографии практически не используются.

    Автоматизированное управление потоком работ. Для современного издательского допечатного процесса характерно стремление автоматизировать стадии, лежащие между завершением верстки и получением готовой пленки (или офсетной формы в системах CtP). Интерпретация PostScript, спуск полос и вывод на ФНА или CtP под управлением самых современных растровых процессоров происходят практически без участия оператора, который вмешивается в процесс только при появлении ошибок. Обработка данных происходит в соответствии с первоначально выполненными настройками. Такая технология обозначается английским термином workflow automation (автоматизированное управление потоком работ) и является сейчас одним из самых популярных вопросов в дискуссиях о допечатном процессе.

    Во флексографии, напротив, workflow automation практически не применяется. Тому существует несколько причин. В издательском процессе работа идет в соответствии с несколькими общепринятыми и «местными» стандартами: выбранной триадой и моделью цветоделения, макетом издания, схемой фальцовки, форматом печатной формы. С совершенно одинаковым набором настроек обрабатываются десятки и сотни листов издания, что позволяет эффективно автоматизировать рутинные операции. Флексографский дизайн, как правило, достаточно уникален по формату, схеме расположения отдельных мотивов, параметрам печати и применяемой технологии цветоделения. Тут, собственно, почти нечего автоматизировать, так как набор настроек будет применяться без изменения только к одному-единственному набору цветоделенных форм.

    Другая причина состоит в уже упоминавшейся высокой цене ошибки. Если при автоматизированной обработке в брак отправится несколько офсетных пластин, это будет неприятно, но вряд ли повредит финансовому положению предприятия. Если же «на автомате» будет сделан комплект флексографских форм, с которых будет напечатан бракованный тираж, то это само по себе уже может оказаться разорительным для флексографа. Вот почему допечатные процессы во флексографии, по-видимому, еще долго останутся кропотливой ручной работой.

    Цветоделение в RIP. Если говорить о PostScript, то естественным входным форматом для флексографских растровых процессоров являются предварительно цветоделенные файлы, желательно по одной сепарации на файл. Возможности PostScript по представлению цветных изображений практически не используются. В чем же причина?

    На самом деле обработка цветных PostScript-файлов - с преобразованием цветовых пространств и без него. Если преобразование цветовых пространств не предусмотрено, то цветной PostScript-файл рассматривается как уже цветоделенный, причем отдельные сепарации растрируются параллельно в точном соответствии с процентами точек по основным цветам, которые содержатся в исходном файле. Для CMYK-модели подобная обработка поддерживалась еще в PostScript Level2. Специальные цвета и нетрадиционные базисы цветоделения, которые характерны для флексографской печати, не поддерживались. В PostScript3 появилась более или менее адекватная цветовая модель DeviceN, которая вполне подходит для передачи такой цветоделенной информации в рамках описания одной страницы. К сожалению, DeviceN пока слабо поддерживается дизайнерскими пакетами. Можно ожидать, что по мере роста популярности этой цветовой модели она будет находить все большее применение во флексографских растровых процессорах.

    Специализированный флексографский RIP является как раз тем «набором противоядий», который создавался после многолетнего развернутого профессионального анализа потенциальных проблем высококачественной флексографии

    Совершенно другая ситуация складывается с преобразованием цветовых пространств в RIP. Если RIP поддерживает растрирование CMYK-сепараций, а исходные данные поступают в RGB, то предусмотрен стандартный механизм преобразования данных в CMYK. Все необходимые настройки (такие, как функции генерации черного канала и функции вычитания из-под черного, ICC-профили печати и т. д.) должны быть предварительно загружены в растровый процессор. Наиболее совершенные механизмы предусмотрены для входной информации, представленной в одном из пространств CIE (например, Lab). Уже на уровне чистой CMYK-печати существенной проблемой является контроль результатов и итеративная коррекция настроек, поскольку правильность цветоделения может быть проверена только после растрирования. Учет технологических ограничений флексографской печати на краях градационного интервала вкупе с преобразованием из одного цветового пространства в другое внутри RIP оказывается весьма запутанной задачей. В случае использования специальных цветов и нестандартных цветовых базисов печати корректное внутреннее преобразование цветовых пространств просто невозможно. По всей видимости, в сколь-нибудь обозримое время нельзя ожидать широкого применения цветоделения в RIP для целей флексографии.

    После обзора потребностей современной флексографии и возможностей флексографских растровых процессоров самое время вернуться к вопросу, вынесенному в заголовок статьи.

    Очевидно, что сложные современные производственные технологии потому и сложны, что несут с собой массу потенциальных проблем. Если все возможные проблемы выявлены, зафиксированы и проанализированы, причем для каждой из них имеется готовое «противоядие» с гарантированной эффективностью, то такое производство поддается современным методам управления качеством. Если же проблемы, напротив, все множатся и множатся, не поддаются анализу и в каждом случае приходится искать решение проблемы «по месту» без стопроцентной гарантии успеха, то качество продукции на таком производстве обычно низкое и управлению не поддается. Такова логика всех современных стандартов управления качеством, в том числе знаменитого семейства ISO 9000. Отметим, что в Европе сертификация производства по стандарту ISO 9000 приняла массовый характер. Наличие системы управления качеством является ключевым фактором не только для покупателей продукции, но также для банков-кредиторов и потенциальных инвесторов. В России уже появились производства с сертифицированными системами управления качеством, и их число быстро растет.

    Специализированный флексографский RIP является как раз тем «набором противоядий», который создавался после многолетнего развернутого профессионального анализа потенциальных проблем высококачественной флексографии и содержит эффективные и проверенные решения. Конкурентная борьба между несколькими имеющимися на рынке продуктами только укрепляет возможности каждого из них и повышает степень защищенности потребителя. Если же на производстве применяется неспециализированный растровый процессор, то высокое качество продукции возможно скорее как результат случайных совпадений, но не планомерного управляемого процесса повышения качества продукции. При этом говорить о стабильности качественного уровня не приходится.

    Таким образом, ответ на вопрос: «А есть ли у Вас флексографский RIP?» важен не только для коллеги-печатника. Для покупателя упаковочной и этикеточной продукции он означает гарантию безошибочного выполнения заказа в срок, а для финансового аналитика - защиту инвестиций и кредитов.

  •  
       
             
       
    ©1998-2000
    Издательство «Курсив»
    Kursiv banner