Читателям:
Содержание
всех номеров

Читальный зал
Избранные статьи

Обсуждение
Читательская
конференция

Ликбез
Основы
флексографии

Поиск
по сайту

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…

График выхода

О журнале
«Флексо Плюс»

 

Авторам и рекламодателям:
Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов

 

Ассоциация флексографской печати:
 
«Флексо Плюс« №4 (16), август 2000 г.


С. Каргапольцев,
«Центр артеграфики «Россита» (Тула)

Особенности дизайна для флексографии и оптимизация параметров печатных форм

В статье рассказывается об опыте работы одного из первых в России предприятий, специализирующихся на допечатных процессах для флексографии, включая изготовление «цифровых» фотополимерных форм.

На российском рынке фотополимерных материалов для флексографии присутствует продукция многих фирм, однако, наиболее известными для потребителей являются пластины фирм Du Pont, BASF, Polyfibron MacDermid, ASAHI, Pasanen, OHKAFlex. Каждая из указанных фирм выпускает широкую номенклатуру фотополимерных пластин для запечатывания различных материалов с использованием разных типов красок, и начинающему флексографу бывает достаточно сложно сориентироваться во всем этом многообразии.

В многих случаях лучше не экспериментировать самому, а обратиться в специализированную фирму, которая осуществляет полный цикл допечатной подготовки и имеет в наличии достаточную номенклатуру пластин, обеспечивающих требуемое качество печати на широком спектре материалов.

«Центр артеграфики «Россита» (г. Тула) имеет комплекс оборудования для электронной обработки изображений любой степени сложности и изготовления фотополимерных печатных форм для всех видов печати, а также штампов для тиснения полиграфической фольгой. За семь лет своей деятельности «Россита» накопила определенный опыт, которым мы, ее сотрудники хотели бы поделиться. Наши заказчики работают в различных уголках России, как на современном, так и на простейшем, морально и технически устаревшем оборудовании, но каждый из них стремится достичь наилучшего качества печати, исходя из условий своего производства. И, естественно, предъявляет высокие требования к качеству форм.

Всегда ли прав заказчик?

Прежде всего необходимо сказать, что в нашем деле мелочей не бывает, и качественная полиграфическая продукция может быть получена только при соблюдении технических и технологических требований на всех стадиях процесса от дизайна до печати.

Каждый печатник при приеме заказа должен четко представлять, какое качество печати может обеспечить его технологическое оборудование, и при необходимости скорректировать пожелания заказчика по размерам шрифтов и графических элементов, линиатуре растра.

Изображение, полученное от заказчика для печати на пластиковых пакетах.
В производство не принято.

В том случае, если заказчик упаковки берет на себя разработку дизайна и поручает ее специалисту по компьютерной графике или, в лучшем случае, дизайнеру-полиграфисту, работающему для офсета, то он может оказаться заложником заведомо ложных представлений и неприемлемых для флексографии технологических приемов.

Именно это приводит к неоправданной миниатюрности отдельных графических элементов, сочетанию в одной композиции плашек, растровых полей и мелкого текста, расширению в исходном изображении диапазона плотностей сверх возможностей фотополимерного материала, выбору завышенной линиатуры растра, не соответствующей линиатуре растровых валов печатной машины.

Изображение, полученное взамен первого. Принято в производство.

Все это усложняет процесс изготовления печатных форм, их приводки и настройки печатной машины и ухудшает качество печати за счет нарушения градационных характеристик изображения и степени растискивания.

Некоторые из наших клиентов используют в дизайне сканированные изображения низкого качества, без дополнительной компьютерной обработки, что приводит к потерям элементов изображения, краевым эффектам, неряшливому изображению и в результате — к конфликтам с заказчиками продукции. В то же время правильный подход к обработке изображения, его градационным характеристикам, выбору параметров растрирования дает положительные результаты.

Изображение после допечатной обработки.

Непомерное увлечение многих наших заказчиков совмещением в дизайне упаковки разноразмерных графических элементов, которые при установке печатной формы на вал по-разному деформируются и вызывают разновысотность отдельных участков печатной формы, приводят к непропечатке одних элементов и затискиванию других. Кроме этого, на многоцветных заказах за счет различной степени поджатия форм наблюдается накапливающаяся погрешность несовмещения, которая может достигать 2–3 мм при размерах форм до 1 м. В этом случае полиграфисты, исходя из своего опыта или из результатов тестирования, должны устанавливать разные степени компенсации размеров форм в направлении печати, которые обеспечат точное совмещение элементов изображения без неряшливых пробелов в отдельных зонах. Применяемый полиграфистами треппинг в данной ситуации не всегда приводит к положительному результату.

Важно также правильно выбрать типы фотополимерных пластин и их толщину в зависимости от используемой машины, красок и запечатываемого материала. Это мы делаем совместно с заказчиком и при глубокой проработке вопроса получаем неплохие результаты.

Пример оттиска с формы с плашечным и мелким штриховым изображением, изготовленной без учета степени деформации.

Работу с новым заказчиком мы начинаем с тестирования, которое позволяет оптимизировать параметры изготавливаемых печатных форм для получения максимально возможного качества печати. Для обеспечения объективного контроля параметров цветопередачи на всех стадиях изготовления упаковки мы оснастили дизайнерскую группу спектрофотометром и цифровой цветопробой для контроля и анализа цветовоспроизведения на различных запечатываемых материалах, калибровки мониторов, создания цветовых профилей принтеров и систем печатная форма–печатная машина–отпечаток, а также изготовления цифровой цветопробы для реальных запечатываемых материалов. Мы надеемся, что данное оборудование позволит разговаривать с заказчиками на языке объективных показателей цветовоспроизведения для различных условий изготовления упаковки.

CtP и электронные технологии

Разработанные в «Россите» требования к исходной информации для выполнения заказа по изготовлению печатных форм позволяют упростить наши взаимоотношения с заказчиком и работать с ним по эскизам, подготовленным компьютерным версиям заказа на магнитных носителях, CD-Rom или полученным по электронной почте.

В настоящее время в мире все большее распространение находит способ изготовления печатных форм Computer-to-Plate (CtP), и недавняя выставка Drupa 2000 показала, что интерес к этой технологии проявляется огромный. В «Россите» в течение двух лет эксплуатируется устройство для лазерной записи изображения на «цифровых» (маскированных) формах LaserGraver 3000FPII фирмы «Альфа».

Основной особенностью «цифровой» технологии является исключение из процесса изготовления печатных форм пленок, которые заменяются маской, нанесенной непосредственно на фотополимерный слой. Изображение на маске получается обработкой на устройствах типа «Лазер-гравера», а дальнейший процесс изготовления печатной формы аналогичен классическому. Так как при экспонировании «цифровой» пластины исключается рассеивание света в оптической среде между маской и фотополимером и нет необходимости использовать рассеивающую вакуумную пленку, профиль печатного элемента получается более крутым. Это позволяет воспроизводить более широкий диапазон плотностей (1–98%) и уменьшить растискивание. Применение данной технологии наиболее целесообразно при изготовлении комплектов печатных форм для полноцветной печати. Именно в этом случае подчеркиваются все преимущества цифровой технологии.

Отзывы наших заказчиков показывают, что при использовании «цифровых» форм упрощается процесс приводки, повышается четкость печати, улучшается качество воспроизведения градационных переходов. Следует также сказать, что в ближайшее время актуальность СtP-технологии значительно возрастет благодаря появлению на российских предприятиях современных флексографских машин с гильзовой системой крепления печатных форм, которые могут обеспечить непрерывную, бесстыковую печать. Но пока бесшовные формы на гильзах можно изготовить только в Западной Европе, так как российские производители печатных форм не имеют оборудования для их изготовления.

В заключении можно сказать, что практические результаты, достигнутые «Росситой» в работе с большим числом заказчиков, а также результаты работ аналогичных российских и зарубежных фирм показывают необходимость и экономическую целесообразность профессионального изготовления фотополимерных печатных форм для мелких и средних полиграфических предприятий, занимающихся производством этикеток и упаковки и не имеющих прежде всего экономических оснований для приобретения собственного формного и сопутствующего ему оборудования.

 
   
         
   
©1998-2000
Издательство «Курсив»
Kursiv banner