Читателям:
Содержание
всех номеров

Читальный зал
Избранные статьи

Обсуждение
Читательская
конференция

Ликбез
Основы
флексографии

Поиск
по сайту

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…

График выхода

О журнале
«Флексо Плюс»

 

Авторам и рекламодателям:
Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов

 

Ассоциация флексографской печати:
 
«Флексо Плюс« №1 (13), февраль 2000 г.


В табл. 3 приведены соотношения площадь растровой точки — площадь, занятая нитями в зависимости от их толщины.

Таблица 3. Соотношение площади растровой точки и площади, занятой нитями

Толщина нити,
мкм
40
31
27
18
Площадь, занятая нитью,
мкм2
4,29
3,60
3,24
2,34
Площадь 10% точки,
мкм2
4,29
4,29
4,29
4,29
Соотношение площадь точки —
площадь нити,
%
0
+19,4
+32,6
+83,7

Из этого видно, что невозможно воспроизвести точку с относительной площадью 10% при линиатуре 60 лин/см, используя сетку-основу с диаметром нити 40 мкм. При печатании такой продукции с форм, изготовленных на ситовой ткани с диаметром нити 31 мкм, точка получается неполной. Поэтому для воспроизведения точки с относительной площадью 10% при линиатуре 60 лин/см оптимальным будет использование ситовой ткани с диаметром нити 27 мкм.

Поскольку нить имеет круглое сечение (что облегчает проникновение краски), вышеприведенный вывод позволяет правильно выбирать сочетание линиатуры изображения и линиатуры сетки (с учетом диаметра нитей).

На рис. 4 приведена рекомендуемая зависимость линиатуры воспроизводимого изображения и диаметра нити ситовой ткани, применяемой для изготовления печатной формы.

Рис. 4. Рекомендуемый диаметр нити сетки в зависимости от линиатуры воспроизводимого изображения

Мы рассмотрели проблемы воспроизведения высоких светов, но определенные трудности возникают и при воспроизведении глубоких теней. На рис. 5 показан фрагмент печатной формы, содержащей печатающие элементы с относительной площадью 85 и 95%. Здесь достаточно сложным является удержание на печатной форме малых по размерам пробельных элементов. Копировальный слой должен располагаться на нескольких нитях — в противном случае невозможно получить устойчивые пробельные элементы.

а
б

Рис. 5. Фрагменты печатной формы с относительной площадью точек: а — 95%; б — 85%

Следует помнить, что краска в трафаретной печати не переносится, а продавливается на запечатываемую поверхность и имеет достаточно большую толщину слоя на оттиске. При растровой печати это вызывает определенные трудности. Для получения четкого изображения в высоких светах краска должна быть жидкой, чтобы проходить сквозь отдельные мелкие точки. С другой стороны, при запечатке глубоких теней слишком жидкая краска может привести к растеканию и забиванию мелких пробельных элементов. Исходя из изложенного следует, что в трафаретной печати возможно воспроизведение изображений (особенно при высоких линиатурах) с относительной площадью точки в высоких светах от 7% и в глубоких тенях до 87–92%. При печатании растрового изображения в высоких светах происходит потеря относительной площади точки, а в глубоких тенях наоборот — увеличение.

В табл. 4 и на рис. 6 показаны изменения относительной площади растровой точки на оттиске по сравнению с относительной площадью на фотоформе.

Таблица 4. Изменение относительной площади растровой точки

Относительная площадь,
точки на диапозитиве,
%
6
11
17
22
28
32
40
47
53
63
69
76
83
91
Относительная площадь,
точки на диапозитиве,
%
2
7
15
22
28
35
44
53
59
76
84
89
94
98
Изменение относительной
точки,
%
-4
-4
-2
0
0
+
+4
+6
+6
+13
+15
+13
+11
+7

Рис. 6. Изменение относительной площади растровой точки в высоких светах и глубоких тенях

Для изготовления растровых печатных форм прямым способом целесообразно использовать ситовую ткань, окрашенную в оранжевый или золотисто-желтый цвет, что уменьшает влияние светорассеивания при экспонировании.

Муар

При воспроизведении растрового изображения возможно появление муара, являющегося следствием неправильного угла наклона растра по отношению к нитям ситовой ткани. При изготовлении фотоформ для однокрасочной растровой печати целесообразно устанавливать угол наклона растра 45° или 52°.

Влияние муара значительно снижается, если форму изготавливают не прямым, а косвенным способом, так как в этом случае ситовая ткань практически не участвует в формировании изображения. При увеличении линиатуры ситовой ткани, применяемой для изготовления печатной формы, явление муара также уменьшается. Рекомендуется соотношение линиатуры ситовой ткани и линиатуры изображения от 3,5:1 до 5:1. Равномерное натягивание ситовой ткани на раму под углом 4–9° также способствует уменьшению муара.

Особенности многокрасочной трафаретной печати

Для печати многокрасочной продукции могут быть использованы два метода. Первый предусматривает использование смесевых красок, второй — последовательное наложение красок по системе СMYK.

При использовании первого метода выбирают краски по специальным каталогам цветов (Pantone и др.), где приведены цвета и оттенки красок и дан их состав для смешения из исходных красок. Этим методом пользуются в ряде случаев, когда требуется точное воспроизведение отдельных цветов, чаще при штриховом изображении. При воспроизведении полноцветного изображения методом наложения красок используют четыре стандартных цвета: голубой, пурпурный, желтый и черный. Под них и изготавливают цветоделенные диапозитивы, в подавляющем большинстве растровые.

При изготовлении цветоделенных фотоформ и выборе красок для печатания необходимо руководствоваться одной цветовой шкалой, например, европейской. Для исключения муара рекомендуются следующие углы поворота растра: для желтой краски 0°, для черной 45°, для голубой 15°, для пурпурной 75°. В процессе изготовления фотоформ при воспроизведении глубоких теней целесообразно применять метод вычитания из-под черного, чтобы уменьшить общую толщину красочного слоя.

Для контроля процесса многокрасочной печати вместе с воспроизводимым изображением печатают шкалу, включающую как минимум плашки четырех цветов, бинарное наложение всех цветов, поля с относительной площадью растровой точки 10%, 45% и 75%, а также серую шкалу.

Следует отметить, что все сказанное выше применительно к растровой печати почти в полной мере относится и к многокрасочной печати.

При изготовлении печатных форм для всех красок следует применять формные рамы одинакового размера, изготовленные из одинакового материала, желательно металлические. На всех рамах должна быть одна и та же ситовая ткань с одинаковым натяжением.

При установке печатных форм в машину необходимо обеспечить одинаковый технологический зазор. Ракель должен быть хорошо заточен и иметь твердость около 70 ед. по Шору и угол наклона 70–75°. Ракель должен быть установлен в жесткий металлический ракеледержатель, а при большом формате должен иметь механизм компенсации прогиба. Контрракель (ороситель) должен быть тонким, не оказывать сильного давления на печатную форму, после его прохода на поверхности формы должен оставаться тонкий красочный слой. Слишком сильное давление контрракеля приводит к снижению вязкости печатной краски.

Для контроля процесса печатания желательно иметь цветопробу с комплектом оттисков последовательного наложения красок, в крайнем случае можно применять шкалы ранее отпечатанных оттисков. В процессе печатания рекомендуется с помощью денситометра определить относительные площади точек по соответствующим элементам шкал, а также оптические плотности плашек, и сравнить полученные значения с рекомендуемыми: желтая — 1,4; голубая — 1,4; пурпурная — 1,35; черная — 1,6.

Краски для растровой многокрасочной печати обычно имеют слишком высокую интенсивность. Поэтому ее следует снизить (без снижения вязкости) специальной пастой. Для печатания обычно используют высоковязкие краски.

Комментарий редакции
Многокрасочная трафаретная печать: хорошие перспективы
В течение многих лет трафаретная печать рассматривалась как способ для «особых» случаев, например, производства крупноформатных плакатов, нанесения покрытий, декорирования сувениров и других изделий.

Развитие трафаретной печати как способа получения растровых многокрасочных изображений идет довольно медленно. Тем не менее, здесь явно есть весьма хорошие перспективы, особенно для ротационной трафаретной печати.

Эта технология нашла широкое распространение в производстве этикеток и гибкой упаковки. Благодаря своим особенностям она незаменима для нанесения плотных фонов, плашек и лаковых покрытий. Тем не менее, ее достоинства этим не исчерпываются, и многие предприятия ведут работы по совершенствованию технологии многокрасочной растровой печати. Редакция «Флексо Плюс» ждет сообщений о новом в этой сфере от всех заинтересованных в ее развитии.

 
   
         
   
©1998-2000
Издательство «Курсив»
Kursiv banner