Читателям:
Содержание
всех номеров

Читальный зал
Избранные статьи

Обсуждение
Читательская
конференция

Ликбез
Основы
флексографии

Поиск
по сайту

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…

График выхода

О журнале
«Флексо Плюс»

 

Авторам и рекламодателям:
Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов

 

Ассоциация флексографской печати:
 
«Флексо Плюс« №6 (12), ноябрь 1999 г.


Процесс сублимационного переноса красителя с временной бумажной подложки на текстильный материал показан на рис. 3.

Рис. 3. Схема сублимационного переноса на текстильный материал.
t0 — начало процесса сублимационного переноса;
tx — окончание процесса переноса

Этап 1 — от t0 до t1: сублимация и/или испарение красителя в воздушный зазор между поверхностью бумаги и текстильным материалом.

Этап 2 — от t1 до t2: диффузия красителя через воздушный зазор к текстильному материалу и в промежутки между волокнами материала.

Этап 3 — от t2 до t3: адсорбция красителя на поверхности волокон и диффузия внутрь их.

Этап 4 — от t3 до tx: диффузия из волокон к участкам меньшей концентрации красителя на их поверхности, десорбция с поверхности волокон, диффузия частиц красителя через воздушное пространство между волокнами текстильного материала и бумагой и адсорбция на поверхности бумаги. Таким образом, этап 4 характеризуется установлением равновесия. Этапы 1–3 продолжаются до тех пор, пока волокна и воздушные промежутки в текстильном материале, а также воздушное пространство между поверхностью бумаги и тканью не будут заполнены красителем. После этого (этап 4) частицы красителя могут восприниматься только поверхностью бумаги. Таким образом, из бумаги будет удалено столько красителя, сколько его воспримут и зафиксируют волокна текстильного материала.

В практике трафаретной печати способ сублимационной переводной печати использовался еще в 1970 г. Его развитие шло довольно быстрыми темпами, и сейчас он широко используется во всем мире. Области применения сублимационной трафаретной печати включают нанесение изображений на синтетические ткани, декорирование различных изделий из стекла, фарфора, керамики, металла, дерева и т. п. Особенно широко она используется при изготовлении флагов, вымпелов, рекламных перетяжек и спортивной одежды. В последнем случае изображение наносится на детали, после чего они сшиваются (рис. 4, 5).

Рис. 4. Подготовка деталей кроя к печати

Рис. 5. Детали одежды, отделаные сублимационным способом

Обычно ассортимент сублимационных красителей включает базовую водную эмульсию и комплект концентрированных красителей. Последний включает набор цветов, смешивая которые в различных концентрациях, можно получить спектр различных оттенков. Смешение производится согласно рецептуре, выбранной по каталогу, который содержит выкраски на ткани. Это необходимо для правильного выбора красителя, так как его цвет после термопереноса может значительно отличаться от цвета на бумаге. Для изготовления печатных форм используются высоколиниатурные сетки (140–150 нит/см) и копировальные композиции (эмульсии), устойчивые к воде. Перенос происходит при температуре 200–220°С в течение 30–40 с.

Сублимационные красители используются не только в трафаретной печати. Их наносят офсетным, струйным и электрографическим способами. Офсетная сублимационная печать используется крайне редко, так как она экономически выгодна лишь при довольно высоких тиражах, а изделия, декорируемые при помощи сублимационного переноса, редко изготавливаются в таких количествах. К тому же листы для сублимационного переноса во многих случаях должны иметь большой формат (крой спортивной одежды, флаги), зачастую выходящий за пределы форматов офсетных машин. При этом толщина красочного слоя в офсете в несколько раз меньше толщины слоя краски в трафаретном способе (даже при использовании высоколиниатурных сеток), что не позволяет получать яркие и насыщенные оттиски после переноса красителя, так как часть его остается на бумаге.

Что же касается струйного и электрографического способов, то они приобретают все большую популярность. Однако их рентабельность лежит в пределах от единиц до нескольких десятков оттисков. Рекламируемая в прессе «новая» технология Graverton — способ нанесения надписей на металлические таблички — по сути является сублимационной лазерной (электрографической) печатью, как и технология перенесения изображения (например, с фотографии) на посуду или футболки. В последнем случае фотография сканируется, компьютер производит операции по обработке изображения (масштабирование, цветоделение), затем производится печать на бумаге тонером, содержащим сублимационные красители. Перевод на изделие, поверхность которого предварительно обрабатывается специальным составом (лаком), воспринимающим сублимационный краситель, производится в термопрессе. Преимуществом такого способа сублимационной печати по сравнению с трафаретным является возможность безрастрового воспроизведения полутоновых многокрасочных изображений. Но устойчивость красочных слоев к агрессивным воздействиям во всех случаях значительно ниже, чем в случае использования трафаретного способа.

Оттиски, полученные трафаретной печатью, устойчивы как к агрессивному воздействию внешней среды — перепадам температур, ультрафиолетовому излучению солнца, влажности и т. п., так и к воздействию химических веществ, как синтетических (моющие средства), так и естественных (например, пот, что важно учитывать при изготовлении спортивной одежды).

В статье использованы материалы статьи A. Chalghoumi-Hasenklever Techniken des Textiltransferdrucks (Технология непрямых методов печати на текстиле). Serigraphis/Siebdruck Praxis. № 2, 1995. С. 56–59

 
   
         
   
©1998-2000
Издательство «Курсив»
Kursiv banner