Читателям:
Содержание
всех номеров

Читальный зал
Избранные статьи

Обсуждение
Читательская
конференция

Ликбез
Основы
флексографии

Поиск
по сайту

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…

График выхода

О журнале
«Флексо Плюс»

 

Авторам и рекламодателям:
Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов

 

Ассоциация флексографской печати:
 
«Флексо Плюс« №6 (12), ноябрь 1999 г.


Михаил Козлов,
начальник отдела маркетинга Центральной бумажной компании

Самоклеящиеся материалы:
типы, сферы использования, рекомендации

Вторая статья из серии о самоклеящихся материалах посвящена клеям, их свойствам и методам испытания.

Первую статью из серии см. «Флексо Плюс» № 5-99

Рецептура и технология изготовления клеев составляют know how производителей самоклеящихся материалов. Основой клеев, как правило, служат акриловые смолы или каучук. В ассортименте крупных производителей насчитывается до нескольких десятков различных клеев.

Функционально клеи разделяют на постоянные (Duro) и съемные (Non perm).

Постоянные клеи характеризуются большой силой адгезии: удаление наклейки приводит к ее разрыву.

Съемные клеи применяются в тех случаях, когда необходимо удалить наклейку без следов, а в некоторых случаях сохранить ее для повторного использования. Это могут быть ценники или инструкции на бытовых приборах, наклейки на автомобили, рекламные стикеры и пр.

Важной качественной характеристикой съемных клеев является возможность удаления наклейки без остаточных следов клея. Помимо постоянных и съемных клеев при массовом этикетировании технологически целесообразно использовать клеи, дающие возможность съема и переклейки неправильно наклеенных этикеток. Такие клеи позволяют легко снять этикетку в течение достаточно длительного времени (до суток). Затем несколько дней такой клей должен обеспечить надежное несъемное приклеивание этикеток.

Для материалов массового применения используют универсальные клеи, пригодные для многих сфер использования. Для особых случаев и конкретных условий разработаны различные виды специальных клеев. Перечислим наиболее интересные.

Клеи для низких температур

В целом ряде случаев необходимы наклейки, которые можно наносить на холодные и очень холодные поверхности в диапазоне температур от 0° до –30°С. Такие наклейки делятся на три категории:

  • наклейки для этикетирования при очень низких температурах (от –20°С до –30°С, например, в холодильных складских помещениях). В низкотемпературных хранилищах этикетирование грузов (ящиков, палет и т. д.), как правило, производится вручную. Поверхность упакованных грузов (картон, ПЭ-пленки, оберточная бумага) сильно охлаждена, хотя и остается сухой и не покрыта льдом или инеем. В таких условиях нанесение наклеек на поверхности должно производиться очень быстро, так как эта операция выполняется работниками склада вручную. Наклейки должны отличаться высокой начальной адгезией;
  • наклейки для этикетирования продуктов питания при температуре от 0° до +10°С с последующим глубоким охлаждением. Типичным примером является работа с продуктами, которые первоначально были заморожены при –3°…–6°С, а затем упакованы и этикетированы при температуре от 0° до 10°С. Дополнительной проблемой, возникающей в этом случае, является наличие конденсированной влаги на поверхности упаковки. Поэтому наклейки должны, во-первых, эффективно приклеиваться к таким поверхностям, а во-вторых, не отклеиваться при хранении продуктов в низкотемпературных помещениях;
  • наклейки для этикетирования продуктов питания при комнатной температуре с последующим глубоким охлаждением. Такое этикетирование не является в прямом смысле низкотемпературным. В этом случае наклейки должны обладать высокой начальной адгезией при комнатной температуре и надежным схватыванием клея при низкой температуре.

Клеи, устойчивые к высокой температуре

Эти клеи имеют высокую стойкость к нагреванию. Если универсальные клеи выдерживают нагревание до 100°C в течение 24 ч и до 150°C в течение 1 ч, то специальные клеи могут выдерживать температуры до 150° и 300°C соответственно.

Клеи для винных этикеток

Винные этикетки должны удаляться с бутылок без следов при обычных процессах мойки щелочным раствором и хорошо приклеиваться как на сухие, так и на мокрые или запотевшие бутылки. При использовании для этикетирования автоматических высокоскоростных линий клей должен допускать возможность переклеивания неправильно наклеенных или сморщенных этикеток.

Клеи для наклеек на фрукты

Для этой цели необходимы материалы, допускающие прямой контакт с продуктами и устойчивые к воздействию влаги. Такие клеи обязательно должны пройти аттестацию на соответствие требованиям национальных и международных организаций, в частности, международной организации FDA (Food and Drug Admi- nistration).

Клеи для шероховатых поверхностей

К такому типу поверхностей можно отнести картонные ящики, мешки, шины. Этикетирование подобных предметов возможно только при использовании специальных материалов и клеев. Возникающие проблемы рассмотрим на примере наклеек на шины. Чаще всего их наносят на боковую поверхность, которая характеризуется высокой шероховатостью, угловатостью поверхностей и наличием твердых остатков веществ из растворов, используемых для ополаскивания шин после их формовки. Ситуация осложняется еще и тем, что поверхность шин и после промывки остается загрязненной веществами, применяемыми при извлечении шин из штамповочных форм. По этим причинам наклейки для шин должны обладать высокой первичной адгезией, быть очень мягкими и гибкими. Из-за неровной поверхности наклейки наносят с большим усилием прижима. Оба этих фактора — шероховатость поверхности и усилие прижима при приклеивании — создают серьезную проблему, связанную с нежелательным растеканием клеящего состава вокруг этикетки. Для сложных по форме наклеек в ряде случаев требуются этикеточные материалы с подложкой, силиконизированной с обеих сторон. В качестве самоклеящегося материала для шин, как правило, используется алюминиевая фольга, покрытая бумагой. Фольга служит препятствием диффузии компонентов клеящего состава и шин на запечатываемый бумажный слой.

 
   
         
   
©1998-2000
Издательство «Курсив»
Kursiv banner